«ГЕРОЙ» НЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

"Герой", 2016, любовь, революция и Первая Мировая
Если бы создатели фильма «Герой» (Россия, 2016.) задумали историческую мелодраму, все, наверное, было бы в порядке. Идея, хотя и не новая, но почти беспроигрышная. Все начинается и заканчивается в наши дни, а все, что происходит в середине, посвящено предкам героев, живших до, во время и после Революции. А это уже интересно. Интересно все, что в кино так или иначе посвящено попыткам реконструировать «ту» Россию, которую мы не знали. Ту, которая объединялась тремя словами: «За веру, Царя и Отечество».
Увы, нельзя запрячь в одну упряжку коня и трепетную лань, так же сложно увязать личностную, любовную мелодраму с драмой целой страны и ее народа. Такое , отчасти, удалось в древних американских «Унесенных ветром» или толстовских «Хождениям по мукам» (СССР, 1977). Но «Герой» вышел в обычном прокатном варианте, всего 76 минут экранного времени и в него постарались втиснуть слишком много, чтобы получился стройный сюжет.
Начало нас знакомит с героями дней сегодняшних, когда молодой автомеханик, эксперт по старинным автомобилям, Андрей Куликов едет из России в Париж, чтобы купить редкую модель дореволюционного «Рруссо-Балта». Париж, для тех кто в нем не бывал (в том числе и для меня), предстает не слишком привлекательно: узкие улочки, где постоянно — пробки, бикающие малолитражки и злые водители, орущие тебе в след. Правда эта суета вскоре уступает место величественным и скорбным аллеям кладбища Сен-Женевьев-де-Буа, где и происходит встреча Андрея с утонченной старушкой — одной из последних представительниц вымирающей белоэмиграции — княгиней Езерской (Л. Озолиня). Она-то и является владельцем того самого раритетного авто. Но вскоре Андрею становиться не да авто, он начинает смутно догадываться, что столкнулся с далеким прошлым своей семьи, которое уходит в годы потрясений Первой Мировой и последующей Революции.
Сразу расстрою любителей военных фильмов: «Герой» — не батальное и не военное кино. Единственный военный эпизод связан с «Ледовым походом» Белой Армии. Эти кадры, к слову, выглядят безупречно, чего увы, на мой скромный взгляд нельзя сказать о фильме в целом. После его просмотра тщетно пытаешься понять, что это по жанру — мелодрама? Вроде бы да. Костюмное кино — да. Историческое? Не совсем, хотя большую часть времени камера водит нас по далекому прошлому.
Кинокритика о фильме "Герой", реж. Ю. Васильев
Сначала оно изумительно — прекрасное, это сладкие, брызжущие шампанским дореволюционные годы, когда дамы были прекрасны, их кавалеры носили безукоризненно сшитые мундиры и сюртуки, когда простонародье знало свое место, а Россию уважали до самых Британских морей.
Затем это прошлое мрачнеет и покрывается окопной грязью — начинается Первая мировая и дам с кавалерами ( в фильме 2 любовные линии) ожидает разлука. А затем Революция и кровавая Гражданская с ее расстрелами мародерством и торжеством свирепого «красного хама».
Почти все как в «Адмирале» Однако «Герой» куда короче и в нем не один любовный сюжет, а два, да еще с хвостиком (краткий роман раненого Долматова с купеческой дочкой Машей Куликовой), поэтому все получается скомкано и поверхностно. Право же, если бы сценарист с режиссером не полезли в политику и не задались извечным русским вопросом, на который нет ответа: «Кто виноват?», а занялись шлифовкой самой мелодрамы без политического витийства, то фильм бы получился вполне приличный. Больше осталось бы время на чувства героев друг к другу, больше на раскрутку характеров, больше на исторический антураж, которого мало. А перескок в современность, когда Долматов реинкарнируется в Андрея, а дама его сердца, Вера Чернышева, — во внучку княгини Езерской, просто отбирает драгоценное время у главного и самого притягательного, что есть в фильме. Потому что все настоящее в «Герое», этой не тот самый пыльный современный Париж (да кому он интересен!), возня вокруг покупки «Руссо-Балта» и и хождение по Сен-Женевьев-де-Буа. Все это — пшик, не стоит купленного в кинозал билета. А все, что связано с «той» Россией, именно эти кадры интересны и притягивают. Ведь это наше трагическое, кровавое и такое спорное прошлое.
Это прошлое создателям «Героя» видится явно однобоко. Вольно или не вольно они разделили ту Росию на «хорошую» и «плохую». Хорошая Россия, в понимании режиссера Юрия Васильева с сотоварищи — это исключительно титулованное дворянство. Даже промышленник Терещенко (Александр Балуев), влюбленный в Езерскую, представитель тогдашней «олигархии», составившей Временное Правительство, и тот рылом не вышел.
Магнат Терещенко, А. Балуев, персонажи фильма "Герой"
Хотя казалось бы, именно он — завидный жених для госпожи Езерской, которая содержит в Петрограде светский салон, куда вхож и он. Здесь, на одном из приемов, блистательная княгиня, чем то напоминающая Элен Безухову из «Войны и Мира», не стесняясь заявляет, что любит роскошь и ей нужен состоятельный жених, способный удовлетворять ее прихоти.
Извольте, влюбленный в нее Терещенко намек понял и предлагает ей в подарок роскошные бриллианты. Увы и ах, какой пердимонокль! Прекрасная Елизавета Ивановна возмущена до глубины души. Роскошь она конечно любит, но не до такой степени, чтобы принимать подношения от бывшего лавочника. Хотя, если разобраться, в отличии от нынешних олигархов, сколотивших свое состояние во времена Большого Хапка и «прихватизации», в наши лихие девяностые, Терещенко свой капитал нажил честно, начав продавцом в той самой лавчонке и приумножая капитал по копеечке, по рублику.
Дальше- больше. Когда красный петух революции клюнул г-жу Езерскую под юбку и ей, как и прочим в «Герое», унесенным ветром аристократам, приходится драпать вслед за белой армией, она таки принимает помощь своего низкородного ухажера, бежит с ним, уже в качестве содержанки, на юг, но не в скрипящей телеге, а в комфортабельном штабном вагоне, за его же деньги, само собой. И в спокойный буржуазный Париж, спасая из красной России, он ее перевозит после Великой Смуты. И что же этот верный поклонник получает в награду? Истерическую сцену и пинок под зад от своей пассии, в духе «пшел вон, это такие, как вы погубили Россию, вы наживались, пока самые лучшие и благородные гибли за нее».
Ну право же, зачем!? Зачем, взявшись снимать мелодраму, вы полезли в такие сложные материи, чуть ли не в диалектику. Вся диалектика, вся философия, объясняющая трагедию России на переломе XIX — XX века в «Герое» укладывается в одну фразу, звучащую за кадром, когда нам показывают эпизоды Ледового Похода: в нем, как ведают нам с экрана, собрались «преданные своим народом», те… «кто тогда себя чувствовал русским человеком, человеком, а не скотом…» ну и так далее в стиле небезызвестного шлягера все тех же девяностых «Поручик Голицин».
Странная какая-то философия. Народ, вроде бы, как впал в полное скотство, почему-то предал своих господ-офицеров и голубых князей и он, народ (!!?), погубил Россию. Но почему?
Политика и любовь в фильме "Герой" режиссера Ю. Васильева
В фильме, кстати, есть персонаж из этого самого народа — солдат Ефим. На удивление живая получилась фигура, куда более яркая на фоне хрестоматийных главных героев обоего пола. В самом начале пьяный и разбитой фон Ливен на офицерском пикнике решает сделать из него мишень с яблоком на макушке. Но баловство, чреватое смертью, пресекает благородный Долматов. Полагаю не потому, что ему жаль Ефимова, а потому, что не хочет, чтобы фон Ливен уронил честь офицера. На солдатика таки ему явно плевать.
Второй раз Ефимов возникает в кадре, когда при ходит известие об отречении царя. Офицеры мрачно хмурятся, а дурачок-солдат получает в харю, только потому, что подвернулся под руку: «Ты как стоишь перед офицером, сволочь!».
Долматов и тут — само благородие, помогает Ефиму подняться. Это спасает ему жизнь, когда позже, он попадает в руки красных, а те его — к стенке. И если бы в расстрельном взводе не оказался Ефим, то тут бы и кончилась жизнь офицера. Солдат намеренно стреляет мимо, а потом только делает вид, что добивает штыком упавшего.
Но и того мало. В Ледовом походе пути благородных господ и злосчастного Ефима снова пересекутся. Солдат  перебегает от красных и сдается: «Свои мы, свои!».
Кадры Ледового похода в фильме Герой, гражданская ввойна
Но его, со связанными руками, без допроса и разговоров фон Ливен гонит в ледяную реку — проверить брод.
«Да как же так, ваше благородие?! — кричит бедолага. -Марш в воду, сволочь!».
Какая же каша в голове у тех, кто снимал «Гороя», если зритель, после таких сюжетных выкрутасов, невольно задается вопросом: если тебе всю жизнь их благородия тыкали в рожу кулаком, считали за скота, сволочь, быдло, не странно ли, что быдло взялось за винтовки и в итоге лощеные офицеры с их барышнями оказались в эмиграции?
Позволю себе и большие откровения. Ну вот, казалось бы, Долматов. К нему не в чем придраться — безупречный герой нашего, вернее того времени (отсюда, наверное, и название фильма). Но он, если разобраться, сноб еще тот. Когда его, растерзанного, вытаскивает из кучи расстрелянных миловидная дочка помещика Куликова, он только благодаря ей и выживает. Она его укрывает в избе, выхаживает, кормит, лелеет, и в своей постели греет, чему Долматов вовсе не возражает. Но как только окреп и встал на ноги — прочь из избы. И от нее — прочь. Для неё, успевшей влюбиться, это трагедия. А у него словно маска на лице — долг зовет, пора. Да ты бы хоть с собой ее взял, что ли, герой. Если ты уж проституткам в штабном вагоне нашел место, то Машу бы тоже подле себя пристроил — сгинет ведь среди этой кровавой вакханалии. Но нет, она — не его поля ягода, он хранит верность субтильной и хрупкой Верочке Чернышевой.
И непонятно, отчего такая любовь? От того, что она грациозно, как Наташа Ростова, умеет вращаться на фоне прекрасных пейзажей или старинных городских улиц или танцевать под летним дождем? Впрочем, любовь зла..
Что же у нас в сухом остатке? Несмотря на солидный бюджет, новейшую технику съемок, попытки связать прошлое с настоящим, все получилось наполовину. Известно, за двумя зайцами погонишься…
Вот и с «Героем» так вышло. Не получилось втиснуть драму целой страны, да что там страны, эпохи, в любовную мелодраму нескольких будущих белоэмигрантов. Слишком уж разные масштабы.
Вы конечно, скажете, а почему нет почти ни слова о Диме Билане? Как же так: звезду попсы, да на роль потомственного русского офицера?!…
Ну, во первых, он уже давно не Дима, а Дима Николаевич, на момент съемок ему стукнуло 35, так что, свою роль в фильме «Герой», не слишком глубокую, он вполне вытянул. И бородка получилась к лицу. Словом, в недостатках фильма, если кто и виноват, то уж точно не Билан-Долматов. Он как раз в порядке. Вписался.

«ГЕРОЙ» НЕ НАШЕГО ВРЕМЕНИ: 4 комментария

  1. Как ни возьмутся снимать про «дореволюцию» — всё сплошной «хруст французской булки», сплошная «Россия, которую мы потеряли». В фидьмах про Великую отечественную «штрафбаты-винтовка на троих-кровавые чекисты» вроде изживаются, а «белая кость, голубая кровь» всё держится…

    1. Надеюсь, держится только потому, что фильмов о Гражданской войне и дореволюционной России пока на два порядка меньше, чем о Великой Отечественной. А так, настроения в обществе тут тоже вроде бы как не сильно бело-монархические.

  2. Какой хитрый троллинг. Знал бы, что главного героя играет Билан, даже не читал бы рецензию, не говоря уже о просмотре. Это не Джастин Тимберлейк, который в свое время показал себя отличным актером.

Добавить комментарий